ПОЛОЖЕНИЕ об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологийПолитика конфиденциальности
УТВЕРЖДЕНО ООО «МИКМ» Приказ № 5 от «20» октября 2022 г.
1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение устанавливает правила реализации в ООО «МИКМ» (далее - Образовательное учреждение) образовательных программ (по видам дополнительного образования, профессионального обучения) 1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с: •Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; •Федеральным законом Российской Федерации от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; •Федеральным законом Российской Федерации от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»; •Приказом Минобрнауки РФ от 23.08.2017 N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"; •Приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; •ГОСТом Р 53620-2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения»; •Уставом. 1.3. Основные понятия термины и определения, принятые сокращения 1.3.1. Сокращения, используемые в настоящем Положении: ЭО – электронное обучение; ДОТ – дистанционные образовательные технологии; ЭИОС – электронная информационно-образовательная среда; СДО – система дистанционного обучения; ЭОР – электронный образовательный ресурс; ЭИР – электронные информационные ресурсы; ЭУМК – электронный учебно-методический комплекс; ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт; ОП – образовательная программа; ДО – дистанционное обучение; ИКТ – информационно-коммуникационные технологии. 1.3.2. Термины и определения, используемые в настоящем Положении: Электронное обучение (ЭО) - организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Дистанционные образовательные технологии (ДОТ)- образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Электронная информационно-образовательная среда (ЭИОР) – совокупность электронных информационных ресурсов, электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, соответствующих технических средств, обеспечивающая освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме, независимо от их места нахождения. Система дистанционного обучения (СДО) – программный комплекс, предназначенный для разработки электронных курсов и организации дистанционного обучения. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – это учебно-методические материалы, содержащие систему обязательных для усвоения обучающимся базовых знаний по дисциплине, удовлетворяющие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и соответствующих учебных планов и являющиеся составляющими электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК), размещенных в единой электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС). Электронные информационные ресурсы (ЭИР) – весь объем информации, размещенный в единой электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС). Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) – совокупность электронных образовательных ресурсов, обеспечивающая эффективную работу обучающихся по всем видам занятий в соответствии с учебным планом по конкретной дисциплине (учебному курсу), удовлетворяющая требованиям ФГОС при реализации электронного обучения или дистанционных образовательных технологий. Дистанционное обучение (ДО)– интерактивное взаимодействие как между обучающим и обучаемым (обучающимся) или обучаемыми (обучающимися), так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса (например, web-сайта или webстраницы), отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемое в условиях реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий (незамедлительная обратная связь между пользователем и средством обучения; компьютерная визуализация учебной информации; архивное хранение больших объемов информации, их передача и обработка; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности; автоматизация процессов информационнометодического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения учебного материала). Информационно-коммуникационные технологии – информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации. 1.4. Образовательные программы могут реализовываться в смешанном (комбинированном) режиме – в зависимости от специфики образовательных задач и представления учебного материала. Соотношение объема проведенных часов, практических занятий с использованием ЭО и ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется Образовательным учреждением в соответствии с образовательными программами с учетом потребностей обучающегося и условий осуществления образовательной деятельности. ЭО и ДОТ могут использоваться при непосредственном взаимодействии педагогического работника с обучающимися для решения задач персонализации образовательного процесса. 1.5. Образовательное учреждение доводит до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением ЭО и ДОТ, обеспечивающую возможность их правильного выбора. 1.6. ЭО и ДОТ обеспечиваются применением совокупности образовательных технологий, при которых частично опосредованное или полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных технологий обучения. 1.7. Основными элементами системы ЭО и ДОТ являются: образовательные онлайнплатформы; цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции; вебинары; e-mail; облачные сервисы; электронные носители мультимедийных приложений к учебникам; электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности. 1.8. Формы ЭО и ДОТ, используемые в образовательном процессе, находят отражение в рабочих программах по соответствующим учебным дисциплинам. В обучении с применением ЭО и ДОТ используются следующие организационные формы учебной деятельности: лекция, консультация, семинар, практическое занятие, самостоятельная внеаудиторная работа, исследовательская работа. 1.9. Сопровождение предметных дистанционных курсов может осуществляться в следующих режимах: тестирование on-line, консультации on-line, предоставление методических материалов. 2. Цели и задачи 2.1. Основной целью использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий является предоставление обучающимся возможности освоения программ дополнительного профессионального образования непосредственно по месту жительства или его временного пребывания (нахождения), а также предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся, обучение по индивидуальному учебному плану при закреплении материала, освоении новых тем по предметам и выполнении внеаудиторной самостоятельной работы. 2.2. Использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения способствует решению следующих задач: •Созданию условий для реализации индивидуальной образовательной траектории и персонализации обучения; •Повышению качества обучения за счет применения средств современных информационных и коммуникационных технологий; •Открытый доступ к различным информационным ресурсам для образовательного процесса в любое удобное для обучающегося время; •Повышению эффективности учебной деятельности, интенсификации самостоятельной работы обучающихся; •Повышению эффективности организации учебного процесса; •Предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения) •Увеличение контингента обучающихся за счет предоставления возможности освоения образовательных программ в максимально удобной форме – непосредственно по месту пребывания. 2.3. Основными принципами применения ЭО и ДОТ являются: •Принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем обучающимся возможности освоения программ общего образования, дополнительного образования, профессионального обучения непосредственно по месту жительства или временного пребывания; •Принцип персонализации, выражающийся в создании условий (педагогических, организационных и технических) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося; •Принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников образовательного процесса с помощью информационно-образовательной среды; •Принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения учебных занятий с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения; •Принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время; •Принцип модульности, позволяющий использовать обучающимся и педагогическим работникам необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося; •Принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений обучающихся. 2.4. Основными направлениями деятельности являются: •Обеспечение возможности применения в учебной деятельности ЭО и ДОТ; •Обеспечение возможности эффективной подготовки к текущему контролю и итоговой аттестации. 3. Участники образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ 3.1. Участниками образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ являются: обучающиеся, педагогические, административные и учебно-вспомогательные работники Образовательного учреждения. 3.2. Права и обязанности обучающихся, осваивающие образовательные программы с использованием ЭО и ДОТ, определяются законодательством Российской Федерации. 3.3. Образовательный процесс с использованием ЭО и ДОТ организуется для обучающихся по основным направлениям учебной деятельности. 3.4. Образовательный процесс с использованием ЭО и ДОТ осуществляют работники, прошедшие соответствующую подготовку. 3.5. Работникам, обучающимся, осуществляющим обучение с использованием ЭО и ДОТ, предоставляется авторизованный доступ к специализированным образовательным ресурсам. 3.6. Работники, осуществляющие обучение с использованием ЭО и ДОТ, вправе применять имеющиеся электронные средства обучения или создавать собственные. 3.7. Обучающийся должен владеть базовыми навыками работы с компьютерной техникой и программным обеспечением, базовыми навыками работы со средствами телекоммуникаций (системами навигации в сети Интернет, навыками поиска информации в сети Интернет, электронной почтой и т.п.). 3.8. Обучающийся должен иметь навыки и опыт обучения и самообучения с использованием цифровых образовательных ресурсов. 4. Организация дистанционного и электронного обучения 4.1. Образовательное учреждение обеспечивает каждому обучающемуся возможность доступа к средствам ЭО и ДОТ, в т.ч. к образовательной онлайн-платформе, используемой Образовательным учреждением в качестве основного информационного ресурса, в объеме часов учебного плана, необходимом для освоения соответствующей программы, а также осуществляет учебно-методическую помощь обучающимся через консультации преподавателей как при непосредственном взаимодействии педагога с обучающимися, так и опосредованно. 4.2. Для организации обучения и использованием ЭО и ДОТ и осуществления контроля результатов обучения Образовательное учреждение обеспечивает идентификацию личности обучающегося на образовательной онлайн-платформе путем регистрации и выдачи персонального пароля. 4.3. При оценке результатов обучения Образовательное учреждение обеспечивает контроль соблюдения условий проведения оценочных мероприятий. 4.4. При использовании ЭО и ДОТ осуществляются следующие виды учебной деятельности: •самостоятельная работа обучающегося (слушателя), включающая работу с содержимым ЭУМК, в том числе с ЭОР, работа с интернет ресурсами, выполнение индивидуальных домашних заданий, практических работ; •теоретические занятия, в том числе лекции в режиме вебинара и видеоконференции; •практические занятия, в том числе работа с облачными сервисами, групповая работа; •индивидуальные и групповые консультации; •контроль знаний (тестирование, семинар и т. д.). 4.5. Образовательное учреждение ведет учет и осуществляет хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями законодательства РФ. 4.6. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация осуществляются в соответствии с учебным планом. При этом создается электронный архив работ текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. 5. Учебно-методическое обеспечение 5.1. Учебно-методическое обеспечение для реализации ЭО с применением ДОТ может формироваться с помощью следующих ресурсов: 5.1.1. Образовательные порталы. 5.1.2. Собственные информационные ресурсы Образовательного учреждения. Библиотеки (традиционные и/или электронные, в том числе медиа-, видео-, аудиотеки). 5.1.3. Иные интернет-ресурсы (сайты, справочные системы, электронные словари, поисковые системы и т. п.). 5.2. Комплект документации, разрабатываемый преподавателем по дисциплине, преподаваемой в рамках ЭО с применением ДОТ, должен дополнительно включать учебнотематический план дисциплины или профессионального модуля. 5.3. По каждой дисциплине, преподаваемой в формате ЭО с применением ДОТ, разрабатывается ЭУМК в соответствии с ФГОС, учебными планами, требованиями к структуре и оформлению электронного учебно-методического комплекса, который размещается в СДО Образовательной организации. 6. Организационное, методическое и техническое обеспечение 6.1. Учебный процесс с применением ЭО и ДОТ организуется и контролируется генеральным директором. 6.2. Техническую поддержку учебного процесса с применением ЭО и ДОТ осуществляет технический специалист Образовательного учреждения. 6.3. Методическую и организационную поддержку учебного процесса с применением ЭО и ДОТ осуществляет генеральный директор. 6.4. Для реализации образовательных программ с использованием ЭО и ДОТ в Образовательном учреждении функционирует ЭИОС. 6.5. Элементами ЭИОС Образовательного учреждения являются: •официальный сайт Образовательного учреждения; •система дистанционного обучения Образовательного учреждения; •образовательные онлайн-платформы; цифровые образовательные ресурсы,; видеоконференции; вебинары; e-mail; электронные носители мультимедийных приложений к учебникам; электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности, ресурсы электронных библиотечных систем и д.р. 6.6. ЭИОС Образовательного учреждения включает в себя: •инструменты и функции по разработке, хранению и систематизации ЭИР и ЭОР; •сервис для предоставления доступа обучающихся и сотрудников к ЭИР и ЭОР независимо от места их нахождения; •сервис для осуществления коммуникаций участников учебного процесса с применением ЭО и ДОТ; •инструменты для реализации индивидуальной траектории обучающегося. 7. Права и обязанности участников образовательного процесса 7.1. Образовательная организация имеет право: 7.1.1. Применять электронное обучение и ДОТ при всех, предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных и практических занятий практик, текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся; 7.1.2. Применять электронное обучение и ДОТ при наличии руководящих и педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, имеющих соответствующий уровень подготовки и специально оборудованных помещений с соответствующей технологией, позволяющей реализовывать образовательные программы с использованием ДОТ; 7.1.3. Вести учет результатов образовательного процесса и внутренний документооборот; 7.1.4. Для обеспечения использования дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ организовать повышение квалификации руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала. 7.2. Обязанности Образовательного учреждения: 7.2.1.Организация разработки электронных учебных курсов и ресурсов в информационной образовательной среде; 7.2.2. Обеспечение доступа обучающихся, педагогических работников к электронным ресурсам, позволяющим обеспечить освоение и реализацию образовательной программы с применением ДОТ в соответствии с порядком и формами доступа к используемым информационным ресурсам при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и ДОТ; 7.2.3. Обеспечение утверждения разрабатываемых в Образовательном учреждении курсов с использованием ДОТ; 7.2.4. Учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, на основе предоставленных данных при аттестации; 7.2.5. Осуществление контроля за качеством обучения с применением электронного обучения и ДОТ; 7.2.6. Регистрация участников образовательного процесса на сетевом ресурсе, где размещены материалы. 7.3. Обучающиеся имеют право: 7.3.1. Получать при поступлении в Образовательное учреждение или при возникновении необходимости регистрационные данные для доступа на сайт Образовательного учреждения; 7.3.2. В образовательных целях использовать ресурсы, размещенные на сайте Образовательного учреждения. 7.4. Обучающиеся обязаны: 7.4.1. Своевременно проходить все этапы промежуточной и итоговой аттестации; 7.4.2. Использовать информационно-образовательную среду Образовательного учреждения только в образовательных целых; 7.4.3. Не осуществлять передачу регистрационных персональных данных для сайта Образовательного учреждения третьим лицам и не распространять материалы ресурсов Образовательного учреждения; 7.4.4. Корректно взаимодействовать с участниками образовательного процесса на информационных ресурсах Образовательного учреждения (форумах, чатах и т.д.). 8. Правила работы в информационной образовательной среде Образовательного учреждения 8.1. Доступ обучающихся и педагогических работников осуществляется с помощью веб-браузера через сайт. Доступ осуществляется посредством введения имени пользователя и пароля. 8.2. Пользователи несут ответственность за сохранность своих реквизитов доступа, исключающую подключение посторонних лиц. 9. Заключительные положения 9.1. Срок действия данного положения не ограничен. 9.2. При необходимости в Положение вносятся изменения, дополнения, подлежащие аналогичной процедуре приятия, утверждения.